- Т Тестирование
- 0.0 Рейтинг
- 469 Просмотров
- Обсудить
Мосинян Д.Д.
Знаем ли мы все то, что находится вокруг нас и то, что некогда было чем-то великим? Многие из нас проходят мимо уникальных сооружений или их остатков, даже не обращая на них внимания, и именно это играет важную роль в окончательном разрушении Кенигсберга. Как сказал кто-то из великих: «Человек жив, пока его помнят». Так же и с тем, что осталось от Кенигсберга. Пока мы не знаем, что собираются разрушить, никто ничего и не скажет, чем активно пользуются власти города.
Представим себе огромный хрустальный дворец, который был разбит во время войны и практически стерт с лица земли. Уже никто не скажет, что дворец прекрасен, так как его нет. Но всегда, на поверхности земли будут оставаться осколки хрусталя, напоминающие о былом великолепии и удивляющие нас своей красотой. Вот именно об этих «осколках» мы и поговорим с Вами в новой рубрике, завершающей каждый цикл статей. И сегодня, «Осколки Кенигсберга» расскажут нам о том, что осталось от мостов старого города.
Начнем со старейшего из мостов Кенигсберга — Лавочного.Основан он был аж в 1286 году. Что самое обидное, этот мост сохранился после Второй мировой войны и даже использовался до 70-х годов прошлого века, но был разрушен, немного не дотянув до своего семисотлетия. Когда строили эстакаду, историю никто жалеть и не собирался. Напротив, именно в эти годы все то, что еще осталось от Кенигсберга стремились уничтожить и заполонить чуждыми ему безликими бетонными громадами. Но, такова была дань новой эпохе, и хотим мы того или нет, это наша история. Лавочный мост, к сожалению, проходил на пути Эстакадного, и был нещадно разобран на металлолом.
Кто же знал о его богатом прошлом и сравнении его с мостом из сказки Марка Твена? Тем, кто знал, дали понять великую истину: «Меньше знаешь — крепче спишь» и историки вместе с культурологами были вынуждены молча наблюдать за разрушением древних памятников уже СВОЕГО города. Печально. Что же касается самого Лавочного моста, то стереть его с лица земли не удалось, да и цели такой не было. Если спуститься под эстакаду в районе Московского проспекта, можно увидеть мощные выступы с обоих берегов реки, которые некогда являлись единственными опорами однопролетного Лавочного моста. На фото выше даже видна их характерная кладка из желтого клинкерного кирпича, которая вся потрескалась и медленно сползает в реку. Сегодня мало кто догадается, что это не декор советского променада, а опоры 1900 года, но вы уж точно будете знать правду.
Впрочем, идти далеко вовсе не надо: достаточно спуститься к самой реке на советском променаде. Забавное место, ведь ровно напротив находится в точности такой же спуск. Даже по форме они одинаковые, но что-то смущает… И это что-то снова выражается в немецкой кладке и огромных гранитных блоках с металлическими штырями в них. Как уже многие догадались, это тоже опоры моста, только теперь уже Кузнечного. Их, как и сам мост, разобрали практически до основания, превратив в «красивые» спуски к реке, к которым теперь швартуются прогулочные катера. Видимо, тогда ничего лучше придумать не могли. Кстати, Кузнечный мост был бы весьма актуален и в нашем городе, поэтому можно радоваться новостям о его грядущем восстановлении. Фото нынешнего состояния опоры моста находятся выше.
Дальше на нашем пути встречается старый знакомый — Деревянный или же Дровяной мост, счастливчик, которому повезло дожить до наших дней. Присмотритесь к горделивой красоте опор этого моста, рассекающих реку как нос корабля, встаньте на их угол и просто посмотрите вокруг себя: «Кенигсберга больше нет, и если вы хотите увидеть его, то включите воображение». Также и здесь. Осмотрите немецкие фотографии и представьте все это великолепие, будучи там. Как минимум, вам станет очень горько: ведь то, что осталось, мы и сегодня собираемся потерять.
Кстати, от Деревянного моста осталось не так уж и мало. Во-первых, стоит обратить внимание на его перила. «Родные» перила украшены коваными дубовыми веточками с желудями на них, но есть еще и перила от… Рабочего моста! Выглядят вторые как пересеченные колечки и на Деревянном мосту их не так уж и мало, за что стоит сказать спасибо советским инженерам, ремонтирующим мост, ведь они взяли часть перил и пролетов от разрушенного Рабочего моста и с помощью них восстановили Деревянный.
Как бы то ни было, этому можно порадоваться, ведь именно благодаря столь курьезному случаю, сохранена часть уникальной мостовой ковки Кенигсберга. Кстати, на фото выше, вы можете увидеть одновременно два вида перил и чуть ниже абзаца столбик с изображением герба города Кнайпхоф. Сам Деревянный мост, к сожалению, выглядит совсем не так, как раньше и больше не разводится. Я так думаю, что до его реконструкции он разводиться точно не будет. Не стану спорить с тем, что Преголе не нужны разводные мосты, но нужны ли они уважающему свою историю городу или туристам, совершенно другой вопрос…
На разного рода изюминки также богат и Медовый мост, соединяющий острова Канта и Октябрьский. Он маленький, уютный и вовсе не кажется особенным. На первый взгляд. Но, если взглянуть на него с катера или сбоку, то вы увидите колоссальные разводные механизмы, которые некогда приводились в действие силой городского водоснабжения, причем на развод и сведение моста уходило всего 40 секунд. В настоящее время, механизм, конечно же, не работает. Его частично разобрали, но для какой цели точно не ясно. Видимо, металла не хватало для светлого будущего. Хоть мост разобрать ума не хватило и то радует.
Далее мы пройдем мимо современного Юбилейного моста и выйдем к любимому нами «Домику Маленького принца». Здесь история бурлит до сих пор, причем налицо у нас не только советское безвкусие, но и нацистское. Старый Высокий мост, от которого остались только опоры, был разобран, а в 1938 году рядом с ним возвели новый из бетона и стали. Красоты в новом мосту толком не было, а голые опоры его предшественника пейзаж украшали не особо. Не удивительно, что многие пишут о том, что новый мост якобы построили в 1955 году, то есть, при советской власти. Думаю, такую путаницу раньше бы не одобрили. Это что же получается? Наши люди советскую архитектуру от нацистской отличить не могут? Непорядок…нас тоже порадуют немало фактов. Во-первых, новый мост все так же разводится, и это регулярно делают для его профилактики. Во-вторых, он практически идентичен своему оригиналу и его недавно ремонтировали. Что же касается старого моста, то и он оставил нам свой прелестный мостовой домик и полуразрушенные опоры. Кстати, одну из них, береговую, уже успели залить в бетон нового еще не существующего променада, а жаль! Раньше, многие романтики любили посидеть на этой опоре и любоваться замечательным видом, представляя себе бурлящую жизнь старого Кенигсберга. Прямо у берега, в воде, находились и детали декора старого моста, но теперь от них нет и следа.
На обратном пути к центру города, остановимся у нового Юбилейного моста. С виду он хорош, но с немецким аналогом по красоте не сравнится. Тут переделали все, что могли, и найти что-то интересное сложно, если только не посмотреть с опор ровно вниз, в мутные воды реки. Там вы увидите фундамент опор старого Императорского моста с их идеальной формой и острыми, красивыми углами. Даже под водой эти опоры красивее тех, которые есть сейчас! Вы, конечно, можете сказать, что я преувеличиваю. Но, когда вы увидите фундаменты сами, поймете, что даже сегодня можно достроить эти бетонные столбы до прежнего «кенигсбергского» вида. Более того, мне почему-то кажется, что так оно и должно было быть, но денег «не хватило». Как обычно и удивляться нечему.
Кстати, тут же около нового моста есть еще одна любопытная особенность. Если обратить внимание на современный мостовой домик и набережную перед ним, можно увидеть интересное совпадение в контуре набережной и фасаде здания. Все дело в том, что мостовой домик Императорского моста находился прямо на воде и был несколько стройнее. Современное здание, как бы отодвинули от берега и немного расширили, а фундамент оригинала так и выступает, как некая тень прошлого города, что хорошо видно на фото выше.
Ну и напоследок расскажу об остатках Рабочего моста. Их лучше всего наблюдать со стороны острова, где тоже есть характерный спуск к реке. Что это такое, мы теперь хорошо знаем, но именно отсюда и виден замечательный пейзаж на часть сохранившейся кенигсбергской набережной и береговую опору Рабочего моста все из того же желтого кирпича.Стоит только дорисовать себе картину всего остального великолепия, и вы влюбитесь в Кенигсберг раз и навсегда. К сожалению, только в воображении остаются парусники, шпили красивых зданий и скрип поднимающихся к небу пролетов моста с пролетами, которые частично перекочевали к его собрату. Теперь же перед нами остается только часть шикарной набережной, и опора ведущая в никуда, как и современная архитектура нашего города. Но, будем надеяться на лучшее и стремиться сохранять наше наследие. Именно наше, а не немецкое, как скажут многие. Хватит уже совершать ошибки! Пора обратить внимание на то, что находится под нашими ногами и бережно относится к истории, которую мы губим по незнанию.